Каждый раз, когда мы отправляемся в очередную поездку-путешествие, открываем для себя новый, или заново, город, мы не упускаем возможности посетить места нашего творческого "паломничества", места, где мы черпаем вдохновение, находим различные "интересности", подглядывая, подсматривая, собирая в копилочку сюжеты, образы, приёмы.
Как правило, это музеи. А в первую очередь, музеи, в которых собраны коллекции предметов декоративно-прикладного творчества и искусства, а также этнографические экспозиции. Особый интерес у нас вызывают собрания шедевров Русского стиля: предметы мебели, изразцы и т.п.
В этот раз мы оказались в Санкт-Петербурге, городе-Мекке всех творческих людей, только гуляя по которому уже можно пополнить запасы вдохновения, проникнуться историей, разворачивающейся перед окнами этих домов, каждый из которых уже - памятник архитектуры. И конечно же мы проложили маршрут наших прогулок через ряд музеев.
Этнографический музей
Культура и народное творчество различных стран приводят нас в неописуемый восторг! Каждый раз находится тема, вокруг которой крутится весь осмотр экспозиций. Помимо обязательной пряничной темы и керамики в этот раз мне невозможно было оторвать глаз от традиционных костюмов, вышивки, набойки, ткачества, а также керамики стран Средней Азии.
Музей Прикладного Искусства при Академии им. Штиглица
Поразил нас не столько экспонатами, сколько интерьерным убранством: шикарные стенные росписи, подобно фресками в храме Василия Блаженного в купе с органично вписанными в обстановку экспонатами. Особый интерес у Сергея был к коллекции изразцовых печей, которая, к сожалению, была закрыта для посетителей. Но, после того, как директор музея убедилась в адекватности посетителя, позволила посмотреть экспозицию. Лично у меня в этом месте рождались другие, совершенно далекие от народника-прикладника мысли художника-провинциала, гуляющего по коридорам легендарной академии.
Эрмитаж
Мы были заранее наслышаны о том, что Эрмитаж, самый крупный, и пожалуй, красивейший, музей страны, невозможно пройти за один день, и даже если отважиться на это геройство, то под конец дня в голове и перед глазами будет неимоверная каша "из искусства". Поэтому, чтобы не обожраться устать, мы заранее решили, что хотим увидеть, и взяв карту, попытались сразу пробраться к интересующим экспозициям. И все же, немного поддались искушению пройтись по прекрасным, с богатейшим убранством, залам! Очень красиво! Но в нашем случае было бы - очень долго... Поэтому, взяв себя в руки, помчались, не глядя по сторонам и обегая реки туристов из страны восходящего солнца, прямиком к русскому искусству. И там нас ждал закуток, ради которого стоило оказаться в Эрмитаже. Собрание Русского Стиля в скромном и проходном зальчике. Но как же прекрасны эти шкафчики, полочки, скамеечки с резьбой, стиль который не спутать ни с чем, тонировкой или росписью, или инкрустацией. Вообще для нас Русский стиль - это средоточие наших поисков и чаяний на границе народности и художественности. Я бы даже сказала мыс и пик наших творческих способностей и талантов. Сергей заинтересован в нём как резчик по дереву, я - как художник. Даже наши дипломы в академии были связаны с Русским стилем. И все же, хоть это собрание в Эрмитаже органичное и целостное, но не столь богатое и разнообразное, как, скажем, в московском или хотьковском музеях ДПИ.
Русский музей
О том, что в Русском музее есть коллекция народного творчества, мы узнали чуть ли ни в последний момент. И в день отлёта помчались целенаправленно к интересующим нас залам. Иииии... Это тот музей, который следовало посетить самым первым! Богатейшая коллекция предметов народного творчества, знаменитых и не очень русских промыслов. Прекрасно подобранные экспозиции! Потрясающий зал с домовой резьбой, где размещен целиком резной фронтон дома Максимовых, а в центре зала - шикарный и огромный конёк - убранство крыши русской избы. Изысканный зал с кружевом и резьбой по кости! А сколько замечательных коллекций деревянных игрушек! Собрание старинных прялок и росписи по дереву также заставило остановиться подольше у витрин и полок. Пробегая обратно, дабы успеть в аэропорт, мимо Сурикова, мы вжимали голову в плечи, так как уже совсем не успевали остановиться у этих легендарных полотен! Но вот все-таки Куинджи заманил в свой зал. Оказывается "Пятна лунного света в лесу" и "Березовая роща" такие маленькие! Но не менее монументальные! Куинджи притягивает своей магической особенностью передавать образ и характер конкретного состояния природы на грани реализма и декоративности. Он не боится ни тоновых, ни цветовых контрастов, и это впечатляет!
Теперь о главном. ЗАЧЕМ ХОДИТЬ В МУЗЕИ? Зачем тратить на это время в итак непродолжительных поездках, когда можно спокойно сидеть в ресторанчиках или неспешно прогуливаться по паркам, развлекаться на аттракционах или отрываться по полной программе? Возможно, это вообще не расслабляющий не самый расслабляющий вид отдыха, тем не менее, для нас это жизненно необходимая составляющая путешествия. Помимо желудков от голода у нас страдают глаза, сердца и мозги, и если желудок исправно получает свою порцию питания, то голод души до красоты пренебрежительно принимается за баловство и роскошь, на которые невозможно очень сложно выбрать время в суете трудовых будней. Вот и удовлетворяем его сполна по насыщенной музейно-гастрономической программе.
Ах, да! Старинные пряничные доски!
Пожалуй, об этом можно накатать отдельный пост, собрав в кучу фотографии всех лет и всех музеев, где мы успели побывать. И все же, это была наша цель №1. Причем немало аналогов мы нашли и у других народов (в Этнографическом). Если говорить кратко. Самая богатая коллекция пряничных досок - в Русском Музее. Может быть, не самая многочисленная, однако, все эти образцы знакомы и наверняка снятся во снах всем пряничникам с серьезными намерениями. Почётные пряничные доски - настолько почётные, что даже не укладывается в голове, как такой гигантский пряник отминать, вынимать и выпекать. Это Царь-доски. И назначение у них, очевидно, было соответствующим. Еще можно отметить характер резьбы: такой кое-где "неровненький", невольно представляешь инструменты, которыми все это делалось. Но в то же время, очень много деталей! Местами мельчайшая проработка. Конечно, это придает праздничный, нарядный вид всей доске. И все мелкие, местами неуклюжие элементы складываются в гармоничный и целостный образ.
Сейчас мы уже не те два отчаянных студента, которые умудрялись превращать каникулы в ещё одну жёсткую музейную практику по программе "всё или ничего". Теперь мы обдумываем, расставляем приоритеты: что наибольший интерес у нас вызывает в данный момент, что невозможно упустить из-за редкости или необычности выставки. Поэтому это относительно взвешенные по времени и по силам походы в музеи. И очень хотелось бы сказать, спокойные, но это будет неправда. Так как число наших "шшшиканий" за четыре музея давно перевалило среднее число "шшшиканий" среднестатистической змеи. Да, культурный выход теперь навсегда в прошлом, а мы так и продолжим тихо нервировать музейных смотрительниц присутствием вообще не заинтересованной не самой заинтересованной публики. НАМ интересно ЗДЕСЬ и СЕЙЧАС ТО, чем мы наполняем свой внутренний мир, то, на что мы не скупясь тратим своё время. Надеюсь, наши дети научатся, глядя на нас, этому тончайшему лавированию в океане Здесь-Сейчас... Да и, вообще-то, сколько же лошадок и птичек можно показать!
И напоследок. Делать пряничные доски и скалки для печенья Сергей решил однажды, на пороге одного из музеев. Вернее будет сказать, что пассивный интерес перешёл в активную фазу. И с того момента мы уже почти 5 лет, как rhododendron - мастерская пряничного дела Рододендрон. Так что, кто знает, может быть в каком-то из музейных залов нашей необъятной страны (а может и Мира) вас поджидает ваше вдохновение, а может и жизненный путь?
Екатерина Федорова, художник, автор эскизов для мастерской пряничного дела rhododendron